| Главная » Статьи │ Век сбывшихся и несбывшихся надежд: Девятнадцатый |
|
В категории материалов: 4 Показано материалов: 1-4 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
|
В пореформенный период основным занятием жителей Бережных Челнов продолжало оставаться сельское хозяйство. Хлебная торговля Набережных Челнов имела не только общероссийский, но и международный характер. С началом навигации купцы отправляли хлебные грузы (в основном с Челнинской пристани) в крупные города — Рыбинск, Нижний Новгород, Кострому, Астрахань, Муром, Пермь. Часть хлеба через Санкт-Петербургский порт уходила на экспорт.
|
|
|
Прогрессивное значение имела отмена крепостного права. В удельных селениях гражданские права (т.е. личную свободу) крестьяне получили в 1858-1859 гг. В 1863 г. были приняты решения об их поземельном устройстве, повинностях и условиях выкупа. Крестьяне Бережных и Мысовых Челнов, Орловки, Сидоровки получили высший надел для данной местности — по 4,5 десятин на ревизскую душу. С 1865 г. бывшие удельные крестьяне были переведены в разряд крестьян-собственников.
|
|
|
19 в. был отмечен всесторонним возрастанием значения реки Камы. Первые два парохода, собранные на заводах В.А.Всеволожского, проследовали по Каме в 1817г. С 40-х гг. 19 в. началось широкое развитие камского пароходства. С ним во многом связано возникновение Челнинской пристани. Первое упоминание о ней обнаружено в «Вятских губернских ведомостях» за 1838 г. Принадлежали пароходы крупным компаниям: «Камско-Волжское общество», «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Дружина», «Лебедь», И.Любимова, Бр.Каменских. Во второй половине 19 в. появились пароходства местных купеческих династий — Стахеевых, Ушковых, Земляновых. Пассажирские линии Казань - Уфа, Казань - Пермь были доступным и массовым видом транспорта для населения Прикамья.
|
|
|
К 18 в. относится возникновение местной горнозаводской промышленности. В Прикамье было основано несколько медеплавильных заводов: Саралинский, Берсутский, Бемышевский, Иштеряковский. В 1734г. в окрестностях села Боровецкого был построен Шильвинский медеплавильный завод. В разные годы оно принадлежало купцам: Небогатову, Красильниковым, Подъячевым. Выплавка металла прекратилась в 1869 г. В 1861 г. заводские крестьяне (более 800 чел.) были освобождены от крепостной зависимости. По окончании действия завода они переселились в сс. Боровецкое, Большую Шильну, деревню Шильнебаш, а также в Белебеевский уезд. В Мензелинском уезде действовал еще один медеплавильный завод — Иштеряковский.
|
|
|
|