Хозяйство региона в пореформенный период (60 - 90-е годы XIX века)
В пореформенный период основным занятием жителей Бережных Челнов продолжало оставаться сельское хозяйство. Хлебная торговля Набережных Челнов имела не только общероссийский, но и международный характер. С началом навигации купцы отправляли хлебные грузы (в основном с Челнинской пристани) в крупные города — Рыбинск, Нижний Новгород, Кострому, Астрахань, Муром, Пермь. Часть хлеба через Санкт-Петербургский порт уходила на экспорт.
Наиболее крупные обороты в хлебной торговле имели торговые дома — «И.Г.Стахеев и сыновья», «Братья Халфины», «В.Г.Стахеева наследники», «И.А.Бушмакин и Ко с сыновьями», Камско-Вятское торговое товарищество и др. Они располагали в Наб. Челнах многочисленными складами, сушилками, мельницами, судоходным флотом.
Помимо хлеба в Бережных Челнах заготавливалось много яиц — на сумму до 1 млн. руб. Их скупкой занимались крестьяне, торговые дома, петербургские купцы И.В.Гильван, П.А.Бородавкин, Н.Д.Ершов и даже несколько иностранных фирм. Основная часть складов для яиц находилась в Мысовых Челнах. С Челнинской пристани, тщательно упакованные в ящики, яйца развозились по стране, а значительная часть — через Петербург отправлялась на экспорт в Европу.
Широкое развитие хлебной торговли способствовало постановке вопроса о строительстве в Бережных Челнах крупного элеватора. Впервые эта проблема была поднята земством в 1887 г. Однако это дело сдвинулось с мертвой точки лишь в начале 20 в., когда за строительство элеваторов в стране взялся Госбанк России. Сооружение Челнинского элеватора вошло в программу первоочередного строительства. Его строительство началось в марте 1914 г. и в основном завершилось в начале сентября 1917 г. Емкость силосов (2 млн. пудов зерна) позволяла отнести его к числу крупнейших элеваторов России.
В селе Бережные Челны к началу 20 века сформировалась развитая сеть розничной торговли. В Бережных Челнах насчитывалось до 120 различных торговых предприятий: лавки, магазины, пекарни, трактиры, чайные, столовые, пивные и т.д.
Базарная торговля происходила на территории Бережных Челнов по пятницам. Ярмарки обычно приурочивались к православным престольным праздникам. В Бережных Челнах было 3 ярмарки — Никольская весенняя (9-14 мая), Изосимская (27-30 сентября) и Никольская зимняя (6-9 декабря). Суммарный привоз товаров на них обычно превышал 100 тыс. руб. в год. С конца 19 в. в жизни Бережных Челнов все больше стали проявляться элементы индустриального развития. На территории села работали крупные паровые мельницы Мензелинских купцов А.И.Кукаркина, З.С.Халфина, М.С.Саитбатталова, а также башкирского вотчинника из дер. Нуркеевой Г. Зайнетдинова.
Появились и предприятия промышленного характера. В 1897 году в Мысовых Челнах была открыта механическая мастерская В. Ф. Коткова. Она выполняла заказы по ремонту пароходов и барж, мельничных механизмов, изготовлению якорей, несложных сельхозмашин и инструментов. Имелось в мастерской и небольшое литейное производство. Это было первое на территории Челнов предприятие, занятое в сфере металлообработки.
В 1912 году инженер-механик из Елабуги Ф. В. Стахеев построил в Бережных Челнах лесопильный завод. В 1914 году на предприятии работало 38 человек. Изготавливались пиломатериалы, в т.ч. на строительство Челнинского элеватора.
Таким образом, экономическая жизнь в Челнах в начале 20 века все отчетливее приобретала аграрно-индустриальный характер. Изменилось и название села. Вместо прежнего - Бережные Челны - в официальных документах окончательно утверждается новое - Набережные Челны.
|
| Категория: Век сбывшихся и несбывшихся надежд: Девятнадцатый |
|
| Просмотров: 2131
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
| Наш опрос |
|---|
|
|