На рубеже 50—60-х гг.
В середине 1950-х годов усилилось внимание к ускорению научно-технического прогресса, переоснащению местных предприятий новой техникой на выделенные государством кредиты. Только за 1958 год кредиты на внедрение новой техники и механизацию трудоемких работ (в объеме 1,8 млн. руб.) получили более 20 челнинских предприятий.
Росла численность городского населения. На 15 января 1959 года в Набережных Челнах проживало 16,2 тысячи человек. Заметным событием стало проведение денежной реформы в январе-марте 1961 года. Обмен денег прошел организованно, спокойно и фактически завершился в январе 1961 года, хотя был рассчитан на 3 месяца. В 1961 году произошло повышение зарплаты некоторым категориям работников, что улучшило материальное положение людей.
На рубеже 50-60-х гг. назревали важные изменения в социально-экономическом развитии региона. В 1957 году началось строительство большого водовода протяженностью 90 километров. Строительство водовода означало не только прокладку труб большого диаметра. На его трассе вырастали новые рабочие поселки с благоустроенными жилыми домами и культурно-бытовыми учреждениями. В Набережных Челнах большой импульс получила застройка территории Красной (Элеваторной) горы. Здесь были построены здания насосных станций, фильтра, двух объемных резервуаров. Затем началось строительство второй очереди водовода. В решающую стадию оно вступило в 1964 году.
Ещё одно знаменательное событие — сооружение в Набережных Челнах завода ячеистых бетонов (ЗЯБ). Начало этой стройки было положено в августе 1958 года, когда в город прибыла из Лениногорска первая группа рабочих из четырёх человек. Весной 1959 года был заложен первый камень фундамента под главный корпус завода ячеистых бетонов (ЗЯБ). Это почетное право было предоставлено одному из первопроходцев - Владимиру Осипову. В 1961 году были введены в строй его первые цеха. Основная ответственность по сооружению предприятия легла на коллектив СМУ-3 треста «Татэнергострой», насчитывавший в своих рядах около 360 человек. Одновременно с производственными объектами строился и рабочий поселок. За рекой Челнинкой, фактически на пустом месте, за короткое время были возведены жилые дома, средняя школа на 520 мест, два магазина, баня, детсад, ясли. Большое строительство велось и в самом городе - начальная школа, интернат, хлебозавод, комбинат бытового обслуживания, детская больница, электроподстанция, городская баня.
Всё это стало возможным благодаря самоотверженному труду строителей. В первой половине 60-х годов коллектив СМУ-3 возглавил Герой Социалистического Труда Д.Ф Прохоренко. Хорошо зарекомендовали себя бригада каменщиков Геворга Геворгяна и штукатуров Николая Журавлёва, а также отдельные работники — плотники А. Петров и А. Парфенов, бетонщик - Н.Муравьёв, сварщик - Ш. Ибатуллин, электромонтажник А. Западнов и многие другие.
Начиналось широкое освоение нефтяных месторождений. Развитие добывающих и перерабатывающих отраслей резко увеличило спрос на электроэнергию. В этих условиях было принято решение о строительстве Нижнекамской ГЭС.
Первые работы, в частности по намывке грунта, начались в 1963 году. Во временном посёлке 26 семей гидростроителей поселились в двух стандартных щитовых домах. 23 февраля 1964 года строителям второго участка СМУ-ГЭС удалось сдать в эксплуатацию третий дом - на 16 квартир. А на очереди стояли другие объекты первостепенной важности - столовая на 100 мест, магазин, детские ясли, несколько жилых домов. Только в 1965 году планировалось ввести в эксплуатацию 18 тыс. кв. метров жилья, две секции детского комбината на 140 мест, два магазина, школу.
Так началось строительство Нижнекамской ГЭС и посёлка гидростроителей. 30 мая 1964 года Госкомитет по энергетике и электрификации при совете министров ССР создал Управление строительства по сооружению Нижнекамской ГЭС и Заинской ГРЭС - Камгэсстрой. К концу 1964 года на строительстве ГЭС планировалось задействовать более 2000 рабочих. В числе её объектов - жилой комплекс энергетиков, Нижнекамская ГЭС, проектной мощностью 1205 МВт. На станции 16 гидроагрегатов, из которых первые два введены в эксплуатацию в 1979 году. К лету 1965 года было сделано многое: в основном смонтирован бетонный завод, построены две силосные банки под цемент, сооружалась база главного энергетика и база механизации, был пущен в действие гравийно-сортировочный завод. 5 июня 1965 года экскаваторщиками К. Сидоровым и Н Калимуллиным был заложен фундамент под второй гравийный завод. Это предприятие сооружалось быстрыми темпами и должно было вступить в строй уже в 1966 году, полностью обеспечив потребности в гравии бетонного завода.
Большое внимание уделялось развитию транспорта и транспортных магистралей. Быстрыми темпами велось сооружение корпуса автобазы. В 1965 году планировалось закончить строительство автомагистрали с бетонным покрытием от Альметьевского шоссе до площадки промпредприятий ГЭС, а также ввести во временную эксплуатацию железнодорожный подход на участке: станция Круглое поле - Набережные Челны. К середине 60-х годов относится и начало массовой газификации Набережных Челнов. Летом 1964 года через Каму были протянуты основная и резервная нить газопровода Ижевск - Миннибаево. Его действующая часть обслуживала Заинскую ГРЭС и посёлок Новый Зай. Одновременно от газопровода отводились ветки для снабжения газом предприятий и населения Набережных Челнов и Нижнекамска.
Новые кварталы города стали размещаться в основном в юго-западном направлении от существующей прежде застройки. В связи со строительством Нижнекамской ГЭС был разработан новый генеральный план города. В числе работ первой очереди (1965-1970 гг.) предусматривалось освобождение от всех строений береговых полос рек Камы, Челнинки и Мелекески. Одновременно было принято решение прекратить, начиная с 1965 года, производство строительных работ в границах центральной части города и Красных Челнов. Здесь следовало ограничиться только проведением текущего ремонта. Это делалось с целью избежать напрасных затрат в связи с предстоящим затоплением значительной части территории старой части города. К 1970 году предусматривалось завершение строительства двух мостов через Мелекесский и двух мостов через Челнинский заливы.
Для переноса жилых домов из зоны затопления и зоны реконструкции в юго-восточной части города (в районе посёлка ЗЯБ) был выделен участок земли (132 гектара) для 1200 индивидуальных домов и сети культурно-бытовых учреждений. Любое частное строительство в других районах города было либо ограничено, либо вообще запрещено. Территорию Элеваторной горы эти изменения затронули в меньшей степени. Жилищное и производственное строительство на Элеваторной горе осуществлялось с разрешения, в каждом отдельном случае, архитектурно-технического совета горисполкома. Главным архитектором города Набережные Челны во второй половине 60-х годов был В. Никитин. Таким образом, с начала 60-х годов облик Набережных Челнов начал стремительно изменяться. В 1963 году Челны получают статус города республиканского подчинения. В 1967 году на площади 2224 га. здесь проживало около 36 тысяч человек. Жилой фонд города составлял 206 тысяч кв. метров. Типичной становится многоэтажная застройка. Если в начале 60-х годов она велась только в посёлке ЗЯБ, то в дальнейшем современные высотные дома стали возводиться также и в юго-западной части города (посёлок гидростроителей).
Во многом благодаря интенсивному строительству Набережные Челны к середине 60-х годов превратились в крупнейший экономический центр ТАССР. В 1967 году в городе насчитывалось 15 промышленных предприятий. Выпуск валовой продукции промышленности составил 17 млн. рублей (вдвое больше, чем в 1960 году). Ведущей отраслью стало производство строительных материалов. На предприятиях и в организациях города было занято 16,1 тыс. человек. Развитая транспортная инфраструктура (р. Кама, железная дорога, автомагистрали) создание мощной базы стройиндустрии и энергетики предопределили большое будущее г. Набережные Челны. Уже с середины 60-х годов в газетных публикациях встречались высказывания о возможности строительства здесь крупного автозавода с 50-тысячным рабочим коллективом. Генеральным планом застройки города предусматривалось увеличение численности населения до 250 тысяч человек.
На 1968 год было запланировано строительство и расширение ряда челнинских предприятий - мясокомбината, завода силикатного кирпича и других. Сооружались объекты культурно-бытового назначения - кинотеатр на 800 зрителей, городская фильмобаза кинопроката и т.д. Так что к началу строительства КамАЗа развитие города практически по всем направлениям набрало хорошие темпы. Перед началом строительства КАМАЗа (на 1969) в Набережных Челнах проживало 37,9 тысяч человек.
|
Категория: XX Век |
|
Просмотров: 4719
| Рейтинг: 2.5/2 |
|
Наш опрос |
---|
|
|